г. Минск, ул. Чайковского, 7
» » Основные результаты международного сравнительного исследования PISA-2018

Основные результаты международного сравнительного исследования PISA-2018


3 декабря 2019 г. стали известны результаты 7-го цикла международного сравнительного исследования по оценке образовательных достижений учащихся PISA. Международный отчет включает в себя результаты 79 стран, включая данные по Республике Беларусь, которая впервые присоединилась к исследованию в цикле 2018 года.

PISA (Programme for International Student Assessment) проводится с 2000 г. с периодичностью один раз в три года. Заказчиком исследования является Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) (Organisation for Economic Co-operation and Development).

Целью программы PISA является оценка и сравнение национальных систем общего среднего (базового) образования в странах-участницах. В рамках исследования оцениваются способности обучающихся использовать приобретенные к моменту окончания базовой школы знания и опыт для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В исследовании PISA принимают участие обучающиеся в возрасте примерно 15 лет.

В период с 04 апреля по 08 мая 2018 г. на базе 236 учреждений образования в Республике Беларусь впервые было организовано проведение основного этапа международного сравнительного исследования PISA-2018.

Выборка учреждений образования, которые приняли участие в основном этапе тестирования PISA-2018, осуществлялась случайным образом организацией WESTAT (США) на основе предоставленной информации о всех учреждениях образования, в которых обучаются 15-летние подростки. Выборка 15-летних учащихся, которые приняли участие в тестировании, (также случайным образом) осуществлялась в соответствии с Техническими стандартами PISA с использованием специального программного обеспечения в режиме постоянной синхронизации с сервером международных подрядчиков.

Тестирование проходило в компьютерном формате. Для проведения тестирования было использовано программное обеспечение, разработанное и предоставленное международным подрядчиком PISA организацией ETS (США). Тестовые материалы и опросники были подготовлены на русском и белорусском языках. Выбор языка представления теста и опросника в ходе проведения основного этапа исследования PISA-2018 осуществлялся участниками тестирования на добровольной основе.

Контроль за ходом проведения тестирования во всех участвующих учреждениях образования осуществлялся национальными и международными наблюдателями.

 

Тесты PISA состоят из трех основных направлений исследования (читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность). В каждом цикле исследования одно из направлений является основным. В цикле 2018 года основным направлением являлась читательская грамотность.

Международное сравнительное исследование PISA-2018 для участников из Республики Беларусь включало в себя:

- когнитивную (тестовую) часть по читательской, математической и естественнонаучной грамотности (длительностью 2 часа с пятиминутным перерывом);

- анкетирование участника тестирования (35 минут);

- анкетирование руководителя учреждения образования, принявшего участие в исследовании (30 минут).

 

По итогам международного сравнительного исследования PISA-2018 Республика Беларусь имеет достойные результаты. Учащиеся нашей страны продемонстрировали достаточно высокий уровень компетенций по всем трем направлениям исследования, тем самым определив позицию страны в первой половине общемирового рейтинга с результатами, существенно превосходящими средние общемировые показатели.

Читательская грамотность рассматривается в исследовании PISA-2018 как способность человека понимать, оценивать и использовать тексты, осмысливать их и быть вовлеченным в процесс чтения для достижения своих целей, расширения своих знаний и возможностей, всестороннего участия в жизни общества.

Читательская грамотность являлась основным направлением исследования в цикле 2018 года.

Тестируемые Республики Беларусь достигли положительных результатов, набрав 474 балла (что соответствует 35-36 позиции в мировом рейтинге) и опередив школьников Израиля, Турции, Словакии, Греции, Сербии, Черногории, Румынии, Украины, Казахстана, Молдовы, Мальты, Люксембурга, ОАЭ, Азербайджана и др.

Средний общемировой показатель по читательской грамотности составил 454 балла.

С учетом статистической погрешности результаты обучающихся Республики Беларусь по читательской грамотности статистически значимо не отличаются от результатов участников из Италии, Венгрии, Исландии, Литвы, Хорватии, Латвии и Российской Федерации.

В международном отчете результаты стран-участниц сравнительного исследования PISA-2018 изначально представлены в двух таблицах. В первой таблице представлены страны-члены ОЭСР в порядке убывания результата по направлению «Читательская грамотность». Во второй таблице представлены результаты стран-партнеров программы PISA-2018 (т. е. стран, не являющихся членами ОЭСР) также в порядке убывания результата по направлению «Читательская грамотность». Республика Беларусь занимает в данной таблице восьмое место. При этом следует иметь в виду, что впереди на четырех позициях располагаются отдельно взятые урбанизированные административные территории Китая. Таким образом, среди стран, не являющихся членами ОЭСР, вслед за несколькими административными территориями Китая и Сингапуром Республика Беларусь занимает пятое место, с результатом, который статистически значимо не отличается от результатов Российской Федерации и Хорватии, занявших четвертое и третье места среди данной группы стран (см. таблицу 2).

В соответствии с целями исследования PISA-2018 математическая грамотность – это способность человека к математическим рассуждениям, а также к формулировке, использованию и интерпретации математических знаний для решения задач в различных контекстах реального мира.

Учащиеся Республики Беларусь достаточно успешно справились с большей частью заданий по математической грамотности, набрав 472 балла.

Средний общемировой показатель по математической грамотности составил 459 баллов.

Данный результат позволил Республике Беларусь опередить в мировом рейтинге учащихся Хорватии, Израиля, Турции, Мальты, Украины, Греции, Казахстана, Сербии, Малайзии, Болгарии, ОАЭ, Румынии, Черногории, Молдовы, Азербайджана (Баку), Грузии и др.

С учетом статистической погрешности, результаты обучающихся Республики Беларусь по итогам исследования PISA-2018 по математической грамотности можно признать фактически равными с результатами их сверстников из Соединенных Штатов Америки. Результаты обучающихся Республики Беларусь незначительно отличаются от участников из таких стран, как Испания, Венгрия, Литва.

Общий итог исследования PISA-2018 по математической грамотности показал, что уровень подготовки учащихся нашей страны хоть и несколько ниже, но все же практически соответствует среднему уровню школьников стран ОЭСР.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека ориентироваться в вопросах, связанных с естественными науками, готовность воспринимать новейшие естественнонаучные достижения и использовать их для созидательной деятельности. Учебные предметы естественнонаучного цикла занимают важное место в формировании ключевых интеллектуальных и личностных качеств обучающихся, необходимых для жизни в современном обществе.

Данное направление исследования PISA-2018 отличалось наличием нестандартных заданий с элементами компьютерного моделирования. Несмотря на новизну представления подобных заданий, учащиеся Республики Беларусь успешно справились с большей частью тестовых заданий, набрав 471 балл.       

Учащиеся Республики Беларусь продемонстрировали более высокий уровень естественнонаучных компетенций, чем их сверстники из Италии, Турции, Словакии, Израиля, Украины, Сербии, Мальты, Греции, Казахстана, Болгарии, ОАЭ, Азербайджана (г. Баку) и др.     

С учетом статистической погрешности результаты обучающихся Республики Беларусь по естественнонаучной грамотности статистически значимо не отличаются от результатов участников из Хорватии, Исландии, Люксембурга, Российской Федерации.

Средний общемировой показатель по естественнонаучной грамотности составил 458 баллов.

Таким образом, результаты проведения международного сравнительного исследования свидетельствуют о том, что все учреждения образования Республики Беларусь, принявшие в нем участие, показали достойные результаты. Некоторые учреждения образования (гимназии и лицеи) показали результаты, не уступающие лидерам общемирового рейтинга. В целом первый опыт участия в международном исследовании качества среднего образования для нашей страны является успешным. Анализ полученных данных в совокупности с результатами национальных исследований позволит выработать ряд конкретных, выверенных мероприятий по дальнейшему развитию общего среднего образования, повышению его качества.

Таблица 1. Результаты исследования PISA-2018 

 

Таблица 2. Результаты стран-партнеров PISA-2018
(читательская грамотность)

 

 

Яндекс.Метрика